Информационная открытость как способ борьбы с рейдерами
Как работает институт репутации в российском бизнесе, и почему в любой компании обязательно должен быть PR-специалист? Что можно противопоставить рейдерам, если против компании начали медиа-войну? На эти и другие вопросы по информационной безопасности отвечает Руководитель пресс-службы РОСПО Дарья Савина.
Для рейдеров есть четкие критерии выбора компании. Оцениваются не только финансовые и юридические особенности, но и механизмы защиты, которые использует потенциальная «жертва». Главный принцип, которые может помочь отразить атаку рейдеров, это – открытость. Договоры должны подвергаться юридической экспертизе, а реестры акционеров надежно защищены, в том числе, с помощью сотрудников ЧОП либо службы собственной безопасности. Но главным способом защиты в современном цифровом мире является публичность в медийном поле. Рейдерам очень мешает огласка. Именно поэтому одним из факторов, провоцирующим на недружественные действия, является отсутствие у компании страниц в соцсетях и прямых контактов со СМИ. Когда компания, либо ее первые лица, постоянно на слуху, ее намного сложнее захватить, в том числе, с помощью преднамеренного банкротства. Довольно странно, когда успешный бизнес вдруг начинает сыпаться как карточный домик, обнажая проблемы с долгами, налогами и проч. Это сразу привлекает внимание СМИ, что уже создает проблемы рейдерам.
Если все подразделения компании работают слаженно, то появившиеся признаки захвата (неожиданные проблемы с долгами, кредитами, участившиеся неоправданные проверки, уголовные дела против сотрудников или руководства, шантаж) необходимо немедленно придать огласке. Во-первых, это позволит обозначить свою позицию, и работать дальше по дискредитации в медиапрострастве рейдерам станет труднее. Во-вторых, будет привлечено дополнительное внимание со стороны правоохранительных органов, что ускорит проверку сомнительной ситуации.
Среди общественных организаций, которые могут помочь придать гласности проблему рейдерского захвата можно выделить:
1. Общественная палата РФ. Официальный сайт – //www.oprf.ru/ Члены Общественной палаты входят в различные межведомственные комиссии и общественные советы при федеральных органах власти, что позволит привлечь максимальное внимание к проблеме. 2. Общественные советы при различных силовых ведомствах. Общественный совет при ФНС России Общественный совет при МВД России 3. Общественные организации. В данном случае, предпочтительнее те, которые объединяют бывших или действующих сотрудников правоохранительных структур. 4. СМИ (региональные издания, либо крупные федеральные). Намного эффективнее сейчас работают обращения в соцсетях, так охват получается шире.
Привлечь внимание общественности любым из этих способов – это уже половина успеха в борьбе с рейдерами. Им будет сложнее использовать коррупционные схемы в работе с правоохранительными структурами и контрольными ведомствами. Кроме того, вступив первым в это информационное противоборство, у компании больше шансов противостоять волне черного пиара, с помощью которого жертву можно довести до банкротства и уничтожить репутацию.
В общении с представителями региональных СМИ есть некоторые особенности. Как правило, многие из них отражают только официальную позицию местных властей и неохотно вступают в споры хозяйствующих субъектов. Вероятны случаи аффилированности с представителями крупного бизнеса и теми же чиновниками. Поэтому либо стоит поискать журналистские коллективы, которые специализируются на журналистских расследованиях, либо выходить сразу на федеральный уровень.
Если вы вдруг читаете в СМИ о своей компании странную информацию, объективно не соответствующую действительности, значит, рейдеры пришли к вам. Например, конкуренты могут заказать статью о том, что продукция компании не соответствует нормативам и опасна для потребителя; что руководство замешано в коррупционных схемах и имеет соответствующие связи с чиновниками либо контролирующими органами; что сотрудники компании подвергаются травле или ущемляются их права. Кстати, информацию такого порядка могут доносить СМИ сами «ущемленные» сотрудники, которых подкупили конкурирующие структуры. Если компания готовится к заключению крупной сделки, либо ее обороты значительно выросли в последнее время, если руководитель стал более влиятельным, чем конкуренты, необходимо особенно внимательно относиться к любым негативным сообщениям в медиа.
Признаки заказных материалов: · Сообщения распространяются в каналах-«помойках», тексты самого низкого качества со множеством ошибок; · На форумах и в соцсетях якобы «бывшие» сотрудники публикуют «всю правду» о деятельности организации; · Публикации размещают с поддельных аккаунтов, либо недавно зарегистрированных, без аватарок и данных.
Это может быть началом рейдерской атаки. Как бороться с такими действиями? Максимальная открытость. Да, это самое важное. Формирование положительного имиджа – не стоит экономить на этом даже если нет никаких признаков недружественного интереса. В любой крупной компании должность пиарщика и маркетолога должна быть обязательной, только так можно не только укрепить деловую репутацию, но и быть во всеоружии в критический для бизнеса момент.
Главными задачами для юриста компании является своевременная реакция на любое недостоверное сообщение, подача иска в суд и открытое общение со СМИ (предоставление комментариев специалиста, требование опровержения). Клеветнические статьи также необходимо удалять из поисковиков, с этим хорошо справляются контролирующие органы в рамках соответствующего запроса. Если бы все эти действия выполнялись своевременно, то у рейдеров не было бы такого надежного инструмента как черный пиар, с помощью которого был уничтожен не один бизнес, и покалечены десятки судеб.
Рассказать свою историю, поделиться случаем из практики или получить комментарий специалиста можно, обратившись в РОСПО по адресу info@rospo.ru.