РОСПО отвечает: Как защитить бизнес в корпоративных конфликтах?
Все больше поступает запросов в РОСПО с просьбой разъяснить детали налогового законодательства, которые позволили бы противостоять рейдерским захватам и другим недружественным действиям. В связи с этим, мы начинаем серию публикаций с ответами на самые частые вопросы, возникающие в корпоративных конфликтах.
Налоговая служба России за последние годы неоднократно доказала необходимость простых и понятных правил игры для всего делового сообщества. В вопросах защиты своего бизнеса, в том числе и от рейдерских атак, крайне важно обладать грамотностью и в вопросах налогового законодательства. Так, в 2019 году ФНС выпустила рекомендации, с помощью которых можно противостоять попыткам недружественного вмешательства. Отдельным законом или нормативным актом эти рекомендации не оформлены, однако крайне важны для любой компании. В формулировке ФНС, рейдерский захват – это незаконные действия третьих лиц по смене директора или собственника компании, в том числе с использованием электронной подписи. В случае если собственник или уполномоченное лицо обладает информацией, что с использованием незаконно изготовленной на его имя, но без его ведома электронной подписи, поступили в налоговую документы для государственной регистрации юридического лица, в котором он осуществляет права участника или полномочия руководителя, то на практике возможны 2 ситуации.
1. Когда решение еще не принято:
Незамедлительно представить в регистрирующий налоговый орган документ под названием «Возражение заинтересованного лица относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц» по форме № Р38001 (утв. приказом ФНС от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72, Приложение № 2). Возражение по форме № Р38001 можно направить в регистрирующий налоговый орган следующими способами: · почтовым отправлением с объявленной ценностью при пересылке с описью вложения, в котором подлинность подписи заинтересованного физлица должна быть засвидетельствована нотариально; · непосредственно в регистрирующий налоговый орган (одновременно нужно предъявить документ, удостоверяющий личность — тогда нотариальное удостоверение подписи не требуется); · в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием ТКС, Интернета.
2. Когда изменения уже внесены. · Сообщить о данном факте в обслуживающую кредитную организацию (банк) · Представить в регистрирующий орган «Заявление физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц» по форме № Р34002 (утв. приказом ФНС от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72) · Запросить в регистрирующем налоговом органе сведения об удостоверяющем центе, незаконно изготовившем сертификат ключа электронной подписи. · Информация о реквизитах и адресе удостоверяющих центров доступна на официальном сайте Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации www.digital.gov.ru · Обратиться в удостоверяющий центр, выдавший сертификат ключа электронной подписи, с заявлением об отзыве электронной подписи. · Запросить в удостоверяющем центре копии документов, на основании которых был выдан сертификат ключа электронной подписи и сведения о лице, получившем его. · Обжаловать решение о госрегистрации в вышестоящий регистрирующий орган — соответствующее Управление ФНС России по региону с приложением документального подтверждения всех обстоятельств, свидетельствующих о том, что электронная подпись заявителя была использована третьими лицами без его ведома и вопреки его воле. · Внимательно отслеживать все последующие попытки представления подложных документов на сайте ФНС в сервисе «Проверьте, не рискует ли Ваш бизнес». · Обратиться с заявлением о преступлении в уполномоченные правоохранительные органы.
В целом, налоговое законодательство все увереннее идет по пути максимальной прозрачности бизнеса. Например, с 2021 года вступили в силу дополнения к ст. 86 НК РФ пунктом 2.1. Теперь банки обязаны по требованию налоговых органов предоставлять следующие документы и сведения:
· копии паспортов лиц, которые имеют право на снятие денежных средств со счетов; · копии доверенностей на распоряжение денежными средствами, находящимися на банковских счетах; · документы, относящиеся к открытию, ведению и закрытию счетов (в этот блок документов входят, например, заявление и договор на открытие счета, переданные клиентом при открытии счета документы и т.д.); · карточки с образцами подписей и оттисками печатей; · любая информация, которой обладает банк, о выгодоприобретателях, бенефициарах организаций и их представителях.
Таким образом, фактическим владельцам компаний все сложнее будет оставаться в тени. Деятельность в области совершенствования налоговой системы позволила не только значительно повысить собираемость налогов, но и дала возможность компаниям получать полную информацию о своих контрагентах, что крайне важно для противодействия недружественным действиям. Собрав самые полные базы данных, ФНС сегодня владеет практически полным представлением о юридических и физических лицах. Воспользовавшись этими данными, можно существенно снизить риски для своего бизнеса. РОСПО заинтересована в обратной связи, поэтому наши специалисты всегда готовы ответить на любые вопросы в рамках деятельности Организации. Пишите свои пожелания, комментарии и вопросы на адрес электронной почты info@rospo.ru